Тематическое планирование по кружку вязание крючком

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РУКОДЕЛЬНИЦА»

рассчитана на детей от 6 до 11 лет

срок реализации 3 года

Программу составила: Мандалак Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка.

Модифицированная образовательная программа «Рукодельница» разработана на основе Программы общеобразовательных учебных заведений по художественному вязанию. - М.: Просвещение, 1994.

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.

     При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков.

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. На втором - третьем году обучения ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком.

В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда,   развиваются   творческие   способности,   внимание,   память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 6 - 11 лет. Вид детского объединения – кружок. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, годовая программа рассчитана на 144 часов.

По окончании 3 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком.

Таким образом, цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком.

Задачи программы:

  1. Обучающие – приобретение умения вязать крючком, обучение    рациональному    использованию    материалов    и    правильной организации труда, формирование основных приемов и навыков вязания с элементами творчества, обучение чтению схем.

2. Развивающие – развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, аккуратность. Развитие творческих способностей. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.

  1. Воспитывающая – формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения дети  ЗНАЮТ :   технику безопасности при вязании с крючком; основные приемы вязания крючком;  условные обозначения; основы  цветоведения.

 УМЕЮТ:  свободно пользоваться схемами по вязанию;  гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;   различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и хлопчатобумажных.

 ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ выполнения основных приемов по вязанию;  умения выполнять поделки на основе своих полученных знаний;  используя творчество и фантазию, красиво оформить поделку.

К  концу 2-го и 3-го годов обучения дети  ЗНАЮТ:  способы вязания мелких деталей;  разные способы вязания салфеток;  технологию выполнения цветов и цветочных композиций;  порядок и расчет петель в вязании изделий.

УМЕЮТ:   сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ; вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;  создавать своими руками красивые и полезные вещи.  последовательно выполнять каждое изделие.

ПРИОБРЕТАЮТ  НАВЫКИ  умения изготавливать подарочные изделия; умения вязать изделия для себя,  умения коллективно работать и создавать коллективные работы; заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.

Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества. Результаты участия в выставках различных уровней фиксируется в  портфолио каждого учащегося в учебном объединении. По освоении полного курса обучения в учебном объединении на основании достижений, выпускникам выдается свидетельство об окончании полного  курса обучения.

Учебно – тематический план.

Учебный план.

 

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

144

2 часа

2 раза

4 часа

144

2 часа

2 раза

4 часа

144

 

Задачи 1 года обучения:

  • Формирование основных приёмов и способов вязания крючком.
  • Развитие внимания, памяти, аккуратности.
  • Воспитание любви к прекрасному.

Задачи 2 года обучения:

  • Совершенствование приёмов и навыков вязания с элементами творчества.
  • Совершенствование техники чтения схем и применения их при изготовлении изделий.
  • Развитие творческой личности ребёнка.

Задачи 3 года обучения:

  • Закрепление основных приёмов вязания крючком.
  •  Совершенствование умения читать более сложные схемы.
  • Развитие умения работать коллективно.

 

1 год обучения

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

практических

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Украшение вязанных изделий

2

1

1

3.

Основные приёмы вязания.

54

2

54

3.1.

Косичка из воздушных петель.

12

 

12

 

Изделие «Панно »

6

 

6

 

Изделие «Карандашница»

6

 

6

3.2.

Поустолбик.

16

 

16

 

Изделие «Воздушный змей»

8

 

8

 

Цветы «Ромашка»

2

 

2

 

Изделие «Панно  с  ромашками»

6

 

6

3.3.

Столбик без накида.

8

 

8

 

Изделие «Домик»

8

 

8

3.4.

Столбик с накидом в один приём.

10

 

10

 

Изделие «Игольница «Шапочка»»

10

 

10

3.5.

Столбик с накидом в два приёма.

8

 

8

 

Цветы «Роза»

2

 

2

 

Настенное панно с розами

6

 

6

 4.

Вывязывание полотен различной формы.

52

 

52

4.1.

Круглое полотно.

36

 

36

 

Изделие «Яблоко»

6

 

4

 

Изделие «Солнышко»

6

 

4

 

Изделие «Божья  коровка»

6

 

4

 

Прихватка   двухцветная

6

 

4

 

Прихватка «Цветок» (из 6 кругов)

6

 

6

 

Прихватка «Котёнок»

6

 

6

4.2.

Квадратное  полотно. (квадрат от центра)

16

 

16

 

Прихватка  двухцветная

8

 

8

 

Настенное панно  с кармашками

8

 

8

5.

Условные обозначения при вязании крючком.

12

1

11

 

Вязание узоров в виде схем.

12

1

11

6.

Вязание салфеток по схемам

12

2

10

7.

Организация  выставки

4

 

 

8.

Экскурсия на природу

6

 

 

Итого часов:

144

7

137

2 год обучения

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

практических

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Основные приёмы вязания.

38

3

35

2.1.

Столбики с 2,3 накидами

4

1

3

2.2.

Пышный столбик

4

1

3

2.3.

Длинные петли

12

1

11

2.4

Изготовление помпона

6

 

 

2.5.

Изделие – игольница «Кактус»

6

 

 

2.6.

Изделие «Бабочка»

6

 

 

3.

Вывязывание полотен различной формы.

26

1

25

3.1.

Квадрат  от  угла.

10

1

 

 

Домашние тапочки

10

 

 

3.2.

Полотно треугольной формы

16

 

 

 

Изделие «Долька арбуза»

4

 

 

 

Прихватка «Клубничка»

12

 

 

4.

Особенности вязания крючком.

50

3

47

4.1.

Прибавление числа петель.

2

1

1

4.2.

Убавление  числа  петель.

24

1

23

 

Изделие «Груша»

4

 

 

 

Изделие «Хрюшка»

4

 

 

 

Прихватка «Сердечко»

8

 

 

 

Платье  для  куклы

8

 

 

4.3.

Сохранение длины ряда.

24

1

23

 

Изделие «Шарф»

12

 

 

 

Изделие «Сумочка»

12

 

 

5.

Вязание объёмных игрушек.

18

 

 

6.

Организация  выставки

4

 

 

7.

Экскурсия на природу

6

 

 

Итого часов:

144

8

136

 

3 год обучения

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

практических

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Основные приёмы вязания.

48

2

44

2.1.

Тунисское  вязание

16

1

15

2.2.

Соединение мотивов

32

1

29

 

Салфетки из мотивов

16

 

 

 

Прихватка «Ажурный квадрат»

8

 

8

 

Карандашница «Пес Барбос»

8

 

8

3.

Вывязывание полотен различной формы.

36

1

35

3.1.

Отделочные элементы

6

1

5

 

Изготовление пуговиц

6

 

6

3.2.

«Шестиугольник»

4

 

4

3.3.

Изделие «Лягушки на поляне»

10

 

10

3.4.

Цветы, которые никогда не завянут.

16

 

16

 

Настенное панно

8

 

8

 

Цветы в вазе

8

 

8

4.

Особенности  вязания  крючком.

48

4

44

4.1.

Техника филейного вязания

16

1

15

4.2.

Отделочное  кружево

16

1

15

4.3.

Орнамент в вязании

16

1

15

5.

Организация  выставки

4

 

 

6.

Экскурсия на природу

6

 

 

Итого часов:

144

8

136

Содержание программы.

Вводное занятие.

Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании крючком.  Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.

Украшение вязанных изделий.

Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязанному изделию.

Основные приёмы вязания.

Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки ( у самого ногтя ) на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.

Косичка из воздушных петель – введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длины.

Полустолбик – связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через  петлю косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько их было в первом ряду.

Столбики без накида – свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.

Столбик с накидом в один приём свяжи косичку из 12 воздушных петель. Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида.

Столбик с накидом в два приёма этот столбик в первой части выполняется как предыдущий. Однако получившиеся на крючке три петли провязывают в два приёма: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и накид (на крючке остаётся две петли), затем ещё раз подхватывают рабочую нить и протягивают её  через оставшиеся две петли.     

Столбики с 2, 3 накидами –  вяжется как столбик с накидом в два приема, только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре) петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид (остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две петли.

Пышный столбик при его выполнении используются те же приёмы, что при вязании столбика с накидом. Сначала делают накид, вытягивают рабочую нить из петли предыдущего ряда, но не провязывают ее, а снова делают накид и вновь вытягивают рабочую нить той же петли предыдущего ряда. Так можно сделать 2 – 4 раза, после чего затянуть все петли на крючке сразу одной петлей.

Длинные петли для начала вяжется косичка из 10 – 15 воздушных петель, провязывается на ней 2 – 3 ряда столбиков без накида. Повернув полотно для вязания четвёртого ряда, перед провязыванием второй петли цепочки перехвати полотно правой рукой, а большой  палец левой руки подведи под рабочую нить и немного оттяни ее на себя. Перехвати полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящейся на большом пальце, был подведён к крючку, и провяжи столбик без накида, после чего освободи большой палец из петли. На полотне окажется закреплённая длинная петля. Опять подхвати полотно правой рукой, большим пальцем левой рукой оттяни рабочую нить, образовав из неё петлю, и закрепи её провязыванием следующего столбика без  накида. Вяжется так до конца ряда. Перевернув полотно, провязывается  следующий ряд столбиками без накида. Это закрепляющий ряд. Далее опять вяжется ряд длинными петлями, а следующий – закрепляющий.

Тунисское  вязание. При этой технике вязания в процессе работы на крючке находится много петель, поэтому требуется специальный крючок, который длиннее обычного и толщина которого одинакова по всей длине крючка. При вязании в тунисской технике работают всегда на правой стороне, т.е. работа не переворачивается. Каждый ряд состоит из лицевых и изнаночных рядов. В лиц.р. петли подхватываются справа налево, в изн.р. слева направо. Основу простого тунисского узора составляет цепочка воздушных петель, которую нельзя вязать туго.

Соединение мотивов. Соединяя между собой отдельные мотивы, связанные по кругу, можно выполнять различные изделия: скатерти, салфетки, воротнички, дорожки и т.д. Соединяются между собой мотивы и в процессе вязания и после их выполнения. В процессе вязания это делается следующим образом: довязав до ушка (выступающая петелька из нескольких воздушных петель), вяжут 2-3 воздушные петли (половинка ушка), вынимают крючок из вязания, сверху вводя его в ушко из воздушных петель выполненного мотива, затем вводят крючок в последнюю воздушную петлю выполненного мотива. На крючке две петли (сверху петля выполненного мотива, снизу - выполняемого). Накидывая нить на крючок, протягивают ее через эти две петли. Далее вяжут ещё 2-3 петли (вторая половина ушка выполняемого мотива) и продолжают вязать. В ряде случаев мотивы сшиваются при помощи швейной иглы.

 

Вывязывание полотен различной формы.

Круглое полотно. Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым соедини первый и последний столбики. Второй ряд – 10 столбиков без накида (вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд – 20 столбиков. Четвёртый ряд – столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд – 40 столбиков и т.д.

Квадратное полотно. Квадрат от центра – свяжи три воздушные петли, соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3 столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего ряда.

Квадратное полотно. Квадрат от угла – вяжется косичка из трёх воздушных петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1 столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в следующие  2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды провязываются таким же способом.

Треугольник. Свяжи косичку из трёх воздушных петель, замкни их в кольцо. Провяжи одну воздушную петлю на подъём ряда и поверни вязание. Провяжи 1 столбик без накида в первую петлю косички,  3 столбика без накида во вторую петлю и 1 столбик без накида в третью петлю косички. Вместо 3 начальных петель теперь получилось 5 столиков без накида. Работу поверни, свяжи одну петлю на подъём ряда, один столбик без накида над столбиком предыдущего ряда, над средним столбиком из трёх провязанных из одной петли в нижележащем ряду свяжи вновь 3 столбика без накида, затем 1 столбик и т.д. до конца ряда. Второй ряд состоит уже из 7 столбиков без накида. Такие же прибавки делаются в каждом ряду. В начале вязания каждого нового ряда после провязывания воздушной петли и в конце ряда провязывай по 2 столбика без накида в петлю нижележащего ряда, иначе углы полотна будут загибаться вверх.

Шестиугольник. Полотно в форме шестиугольника вяжется по схеме.

 

Цветы, которые никогда не завянут. Эти цветы украсят ваш дом, оживят самые темные уголки, в которых не выжили бы даже неприхотливые комнатные растения. Вязаные цветы: розы, кувшинки, анютины глазки, маргаритки, пионы, бархатцы.

Отделочные элементы.

Крючком можно вязать  пуговицы – они могут быть круглыми, прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.

Для выполнения круглой пуговицы вырезают из плотного картона кружок желаемого размера. Затем вяжут косичку из трёх воздушных петель, замыкают их в кольцо и провязывают из его центра 8-10 столбиков без накида. Во втором ряду (если пуговица большая, то и в третьем) делают прибавления петель для увеличения диаметра вязанного круга. Когда диаметр вязанного и картонного кружков становятся равными, делают равномерные убавления, провязывают из двух столбиков один. Выполнив первый ряд с убавлениями, вкладывают картонный кружок внутрь связанного чехла и довязывают его до конца. Нитку обрывают и закрепляют с помощью иголки.

Можно связать круглую пуговицу и без картонки. Для этого в кольцо из воздушных петель провязывают сначала один ряд столбиков без накида, а сверху второй (можно и третий), пока не заполнится отверстие в середине.

Пуговицу в виде цветка можно выполнить, используя предыдущую, на петлях которой можно провязать 5-6 лепестков из длинных и коротких столбиков или из цепочек воздушных петель с обвязыванием их в последующем ряду столбиками без накида.

Для изготовления объёмной пуговицы вяжут прямоугольное полотно размером 3х2 см и, скатав его трубочкой (по короткому краю), крепко перевязывают его в середине.

 

Особенности вязания крючком.

Прибавление числа петель. Прибавление петель вывязыванием из одной петли предыдущего ряда двух или несколько новых петель. Прибавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Убавление числа петель – делают двумя способами. 1 способ – равномерно внутри всего ряда или в его конце не провязывают одну из петель предыдущего ряда. 2 способ – рабочую нить протягивают сначала под одной петлей предыдущего ряда, затем под следующей и образовавшиеся две петли провязывают вместе.  При втором способе убавления петель кривая линия края полотна получается более плавной, чем при первом способе. Убавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Сохранение длины ряда. Надо соблюдать следующие правила. 1. При прямом расположении столбиков, провязав петли на подъём ряда (например, для вязания столбиков без накида – 1 петлю, с накидом – 2 петли и т.д.), выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик  предыдущего ряда, так первый закроется цепочкой. Заканчивая ряд, введи крючок в последнюю петлю цепочки, которую связана для подъёма предыдущего ряда. 2. При шахматном расположении столбиков после набора петель для подъёма ряда выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик. Закрывая ряд, предпоследний столбик выполни между последним столбиком и цепочкой предыдущего ряда, а последний – в петлю подъёма. Если первый столбик выполнен перед вторым предыдущего ряда, то предпоследний выполняется перед последним.

Техника филейного вязания.

Отделочное  кружево. Очень красивы салфетки, носовые платки и др. вещи, отделанные кружевом, связанным крючком. Предварительно край изделия из ткани надо подогнуть на 3…4 мм, приметать нитками  в цвет ткани, а затем обвязать столбиками без накида. Расстояние между столбиками зависит от толщины ткани и ниток, но оно не должно быть более 4 мм, чтобы не стягивалась ткань. Петли столбиков служат основанием для вязания кружева. Оно может быть совсем простым и более сложным.

Орнамент в вязании.

Условные обозначения при вязании крючком.

Когда освоены  основные приёмы вязания – происходит знакомство с условными обозначениями этих приёмов, позволяющих коротко и ясно  записывать различные узоры вязания в виде схем. Для того, чтобы научиться легко понимать схемы вязания и работать по ним, необходимо поупражняться в вывязывании различных образцов.

Вязание салфеток по схемам.

Выбор салфетки (наиболее простые варианты) и её вязание.

Организация выставки.

Подготовка изделий к выставке. Посещение выставки. Обсуждение выставки.

Экскурсия на природу.

Цель – воспитание чувства гармони. В природе всё красиво и органично. Использование увиденного в своих изделиях.

 

Методическое обеспечение программы.

Для того, чтобы учащиеся успешно усваивали полученные знания, умения, навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией изделий. Выполнив упражнения после знакомства с новыми приемами вязания, школьники вяжут не многочисленные образцы узоров, а конкретные изделия с использованием новых приемов вязания. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает интерес к занятиям. В процессе работы школьники знакомятся с основами цветоведения, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.

При работе с учащимися используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый  дидактический материал – схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые изделия.

В течение года организуется промежуточная выставка - смотр работ, а в конце каждого года обучения проводится районная выставка творческих работ «Мир руками детей».

Надо иметь в виду, что каждый ученик имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от таких факторов, как: имел ли учащийся хоть какие-то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки, какова активность восприятия нового материала, скорость ею усвоения; каков тип нервной системы школьника, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовленность учащихся требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют не меньшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные изделия опытных вязальщиков. В связи с этим промежуточные результаты у каждого школьника будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих работ, которая дает возможность оценить уровень техники вязания, качество выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач.

Санитарные нормы:

Обучение технике вязания крючком должно осуществляться в хорошо освещенном кабинете с удобной мебелью. Тепловой режим должен соответствовать нормам СанПиНа.

Оборудование,

Для занятий учащимся понадобятся:

  • вязальные крючки,
  • нитки,
  • целлофановый пакет для хранения ниток, изготавливаемого изделия,
  • ножницы,
  • линейка,
  • цветная бумага и картон (для оформления изделий),
  • тетрадка, в которую обучающиеся будут вносить необходимую информацию (условные обозначения, схемы узоров).

 

Список  литературы.

 

  1. Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.
  2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988. -  С. 69 – 72.
  3. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
  4. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка.
  5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.
  6. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
  7. Журналы «Валя - Валентина»
  8. Журналы «Рукоделие для всех»

Источник: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/27/programma-kruzhka-rukodelnitsa-vyazanie


Закрыть ... [X]

Программа внеурочной деятельности кружка Волшебный крючок - Приготовить тесто на пиццу в домашних условиях видео



Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком Тематическое планирование по кружку вязание крючком
.