Роспись посуды синего цвета

Каждый турист мечтает привезти из своего путешествия сувенир, который сохранит для него приятные воспоминания о поездке. А ведь сувениры бывают не просто украшением интерьера, но и полезной вещью, которую можно использовать по ее прямому назначению - выпить чая, подать обед, укутаться в холод или использовать как деталь одежды.

Небольшой путеводитель по русским народным промыслам поможет вам купить в России лучший сувенир на память.

Деревня Гжель издавна славилась своими глинами. Еще при царе Алексее Михайловиче из Гжельской волости в Москву возами отправляли глину для «аптекарских и химических сосудов». Гжельская глина была очень хороша.

Сам Ломоносов признавал, что «нигде не видал белизною превосходнее».

По этой причине в конце XVIII века Гжель с окрестностями была целиком приписана к Аптекарскому приказу - «для алхимической посуды». А вот белоснежный фарфор с синим узором появился здесь не сразу.

До середины XVIII века в Гжели делали обычную для того времени глиняную посуду, кирпич, изразцы и детские игрушки. Блестящие белые фигурки, чашки да миски расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой краской в своеобразном народном стиле: цветами, листьями, прочими растительными орнаментами.

Справа: роспись гжельской вазы. Слева наверху: настенное блюдо; слева внизу: печь окончательного обжига гжельского фарфора ©Sputnik/Сергей Пятаков/Владимир Вяткин

В начале XIX века в окрестностях Гжели нашли светлую серую глину, из которой местные мастера сначала научились делать полуфаянс. Посуда из него получалась грубоватой и из-за хрупкости - недолговечной. Пытаясь облагородить этот товар, владельцы гжельских мануфактур принялись экспериментировать с составом исходной белой массы. И в результате получили тонкий фаянс и фарфор, рецептуру изготовления которого держали в строжайшем секрете.

Сегодня по технологии отлитую из первичной фарфоровой массы заготовку обжигают при температуре 900 °C, благодаря чему она приобретает характерную для фарфора твердость. После первичного обжига изделие расписывает художник.

C середины XIX века для росписи гжельской посуды и игрушек используют только синий кобальт.

Гжельский рисунок называют подглазурным: вначале обожженное изделие расписывается, затем его окунают в глазурь и снова отправляют в печку, где кобальт меняет цвет. Основной обжиг проходит при высокой температуре - 1350 °C, после чего глазурные рисунки приобретают разные оттенки синего цвета.

Хохломская роспись начала распространяться в лесном Заволжье, в окрестностях Нижнего Новгорода, в XVII веке. По легенде, скрывавшиеся от преследования староверы, среди которых было немало иконописцев, научили местных мастеров-токарей искусству имитации и изготовления «золотой» посуды без использования драгоценного металла.

Заготовки хохломских изделий, так называемое белье, покрывают льняным маслом, грунтуют очищенной глиной и отправляют на несколько часов в сушку. Затем несколько раз обрабатывают олифой и «лудят» - втирают алюминиевый порошок в поверхность, после чего заготовка приобретает матовый серебристый блеск.

Справа: шлем Дарта Вейдера, расписанный «под хохлому». Слева: роспись хохломских изделий и елочные игрушки, расписанные «под хохлому» ©Sputnik/Олег Золото/Владимир Трефилов/Алексей Куденко

Посеребренные таким образом заготовки расписывают масляными красками. Главные цвета хохломской росписи - красный и черный, к которым для оживления узора иногда добавляют коричневый, светло-зеленый или желтый. Все изделия расписываются вручную, рисунок росписи никогда не повторяется.

До тех пор, пока расписываемый предмет сохраняет серебристый оттенок заготовки (даже если он является фоном, частью рисунка), его нельзя считать настоящей хохломой.

Расписанные изделия покрывают в несколько слоев специальным лаком и прокаливают в печи до образования на поверхности пленки золотистого цвета. Это и есть знаменитая «золотая хохлома». Сегодня умельцы могут расписать под хохлому любой предмет по желанию заказчика: будь то авто, коньки или шлем Дарта Вейдера.

Еще одно красочное чудо, которое туристы с удовольствием увозят из России на память, - павловопосадские набивные платки.

Этот народный промысел возник в старинном подмосковном городе Павловском Посаде. Уже в конце XVIII века здесь работала платочная мануфактура, позднее преобразованная в фабрику по производству шалей с набивным рисунком.

Изначально рисунок набивался на ткань с помощью деревянных штампов, каждый из которых имел свой цвет.

Для создания одного платка требовалось до 400 наложений в зависимости от сложности узора и количества используемых цветов.

Сегодня при изготовлении платков краску наносят с помощью шелковых шаблонов, благодаря чему контур орнамента получается более четким, а число тонов в рисунке может доходить до 30.

Справа: сувенирный платок «Москва златоглавая». Слева наверху: печатный цех «Павловопосадской платочной мануфактуры»; слева внизу: девочки в павловопосадских платках. ©Sputnik/Владимир Вяткин/Григорий Сысоев/Дмитрий Коробейников

Базовые элементы павловопосадских платков - растительный орнамент и цветы: розы, георгины, ромашки, маки, лилии, собранные в пышные букеты и гирлянды различных форм. Узоры на платке компонуют в виде овалов, звезд, медальонов, орнаментальных полос. И если раньше рисунок набивали в основном на шерстяную ткань, то сегодня в Павловском Посаде делают и хлопчатобумажные, и шелковые шарфы, платки, палантины и скатерти.

Кружевоплетением на Руси занимались издревле: платье царей и знати отделывалось кружевом из золотых, серебряных или шелковых нитей, люд попроще украшал праздничную одежду льняным кружевом.

Особое кружево плели на Русском Севере, в окрестностях Вологды, где в 20-х годах XIX века была основана первая кружевная фабрика. В середине XIX века кружевоплетение на Вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. К началу Первой мировой войны их было уже почти 40 тысяч.

Когда вологодское кружево только начало появляться в московских магазинах, торговцы, желая набить цену, выдавали его за иностранное.

Но очень скоро надобность в этом отпала, ведь кружево стали ценить именно за то, что оно было сплетено мастерицами Русского Севера.

Справа: репродукция картины «Кружевница» Василия Тропинина. Слева наверху: кружевоплетение коклюшками; слева внизу: вологодское кружево XVIII века. ©Sputnik/Юрий Каплун/Антон Денисов/Э.Коган

Для плетения вологодского кружева требуется подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, льняная нить и булавки. Самый важный этап изготовления кружева - создание сколка, или схемы, по которой затем будет плестись кружевной рисунок.

Сколок с красивым и сложным узором может стоить дороже готового кружева.

Вологодское кружево бывает мерным и сцепным. В мерном кружеве мастерицы плетут узор одновременно с фоном, благодаря чему можно создать сколь угодно длинную полосу кружева и уже потом отрезать от него необходимый кусок на манжеты, воротнички или отделку цвета белья.

В сцепном кружеве мастерицы выплетают основные элементы узора длинной тесьмой, а затем соединяют их специальной «сцепкой» при помощи вязального крючка. Благодаря такой технике кружевницы могут плести самые разнообразные рисунки: геометрический орнамент, изображения животных и растений, фигурки людей и дворцов. В XX веке в вологодских кружевах появились и научно-технические мотивы: сначала трактора и самолеты, а позднее и космический спутник.

Ну как же из России да без самовара! Подобные самовару устройства для нагревания воды и напитков известны в разных странах мира с давних времен. В Китае использовали хо-го, которые внешне несколько напоминают самовары, в Древнем Риме прибор для подогревания напитков назывался «аутепса». Но ни китайское изобретение, ни древнеримское не были предназначены для кипячения воды, а только для подогрева наливаемой внутрь жидкости или подачи и поддержания в горячем состоянии готовых блюд.

Родиной русского самовара традиционно принято считать город оружейников Тулу, однако первые самовары в России были сделаны на одном из уральских заводов династии Демидовых.

Те самовары сильно отличались от современных. Изначально их использовали не столько чтобы кипятить воду для чая (который тогда еще был дорог и не так распространен), сколько для приготовления горячей пищи. Были даже самовары, разделенные на отсеки, в которых можно было одновременно приготовить несколько блюд.

Первое время самовар могли себе позволить лишь люди состоятельные, но постепенно самовары все чаще стали появляться в трактирах, очень популярны были так называемые общественные самовары.

Справа и слева наверху: тульские самовары. Слева внизу: елочные игрушки в виде самоваров. ©Sputnik/Олег Золото/Олег Макаров/Екатерина Чеснокова

После Отечественной войны 1812 года производство самоваров окончательно переместилось в Тулу: в городе работало 28 самоварных фабрик, в год впускавших 120 000 самоваров и принадлежностей к ним. Каждая фабрика старалась придумать свой вид самовара: самовар-рюмку, самовар-банку, самовар-кратер. Были самовары-кофейники, самовары дорожные и керосиновые, но постепенно подобные новшества сошли на нет, и в Туле стали производить самовары лишь для приготовления чая. Зато по 660 000 штук в год.

Стоит ли удивляться, что в определенный период русской истории самовар стал не просто неотъемлемой составляющей национального быта, но превратился в культурный феномен, которому даже Пушкин в «Евгении Онегине» посвятил несколько строк:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.

Растопка самовара была целой наукой, а если пузан к тому же имел правильную форму, то мог и спеть - издаваемый кипящим самоваром звук больше всего напоминал чаевничающим песню.

Сегодня самовар скорее туристическая достопримечательность и сувенир. Да и то нынешние самовары в основном электрические, без внутренней трубы для углей - нагреть в таком воду куда проще, чем в старинном, а вот песни петь он разучился.

©Sputnik/Олег Макаров

©Sputnik/Олег Макаров

©Sputnik/Сергей Беляков

©Sputnik/Сергей Пятаков

©Sputnik/Папикьян

©Sputnik/Тужиков

©Sputnik/Олег Игнатович

©Sputnik/Олег Игнатович

©Sputnik/Юрий Кавер

©Sputnik/Александр Поляков

©Sputnik/Владимир Вдовин


Источник: http://russia-greece2016.ru/tourism/20161229/1210326.html

Закрыть ... [X]

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись Осенние поделки для детского сада на тему осень

Роспись посуды синего цвета

Роспись посуды декоративная роспись посуды роспись тарелок

Роспись посуды синего цвета

Лубочная гжель. Ремёсла Путеводитель по русским ремёслам

Роспись посуды синего цвета

Самые известные виды художественной росписи российских

Роспись посуды синего цвета

Роспись тарелок своими руками 5 мастер-классов и 65 фото

Роспись посуды синего цвета

Голубые цветы Гжели Русский сувенир Академия таланта

Роспись посуды синего цвета

Более 25 лучших идей на тему «Роспись цветов» на Pinterest

Роспись посуды синего цвета

Мастер-класс по керамике «Делфтская роспись» Школа

Роспись посуды синего цвета

Урок рисования 15 - Роспись: Сказочная Гжель УРОКИ

Роспись посуды синего цвета

Из России с росписью, кружевами да самоварами

Роспись посуды синего цвета

Русские народные промыслы - Russian Language Podcast

Роспись посуды синего цвета

Гжель роспись посуды вышивка и история


.