Модель обложки к сказке две пословицы

Жанров Тем

- сказка О природе – зеленый цвет

- стихотворение О Родине – красный

- рассказ О детях – желтый

- пословица О животных – коричневый

- загадка О волшебстве, приключениях – голубой

- имя автора - красный

- басня

- заглавие – синий

-очерк - былина

Модель первой страницы обложки (пример).

Фамилия автора

Корич. Тема и жанр (сказка о животных)

Заголовок

Рис. 1. Модель обложки книги.

Модель обложки книги:

а) Е. Серова «Мой дом» б) И. Соколов-Микитов «Русский лес»

- красный - красный

- красный - зеленый

- синий - синий

в) В. Белов «Родничок» г) Л. Пантелеев «Буква «ты»

- красный - красный

- коричневый - желтый

- синий - синий

Рис. 2. Модели обложек книг.

Составление плана с использованием «заместителей» героев.

Например: Заяц - З , Волк - В , Медведь - М , т.е. «заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком.

Рис. 3. План с использованием «заместителей» героев.

Составление схематического плана (цепочка событий).

Например:

1. Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

Д Б К М В Л

Рис. 4. Модельный схематический план.

2.Схематический план к сказке С.Маршака «Тихая Сказка»:

Зачин Семья ежей Встреча с Появление Концовка

волками лесника

Рис. 5. Схематический план.

В работе над произведениями учителя используют разнообразные виды моделей:

1. Модель-описание – используется при характеристике и сравнении героев.

Выстраивая модели, дети учатся внимательно относиться к тексту произведения, к словам автора, а также доказательно составлять собственные высказывания. Иногда работа над образом героя (героев) ведет к пониманию идеи произведения.

- заместитель героя

- опорные слова, составляющие характеристику героя

Например:

1.Модель-описание героев сказки братьев Гримм «Заяц и еж».

важный заботливый

гордый вежливый

Заяц грубый хитрый Ёж

глупый умный

невежливый приветливый

Рис. 6. Модель-описание.

- Какой герой вызывает у вас симпатию? Почему?

- Чему учит сказка?

2.Модель-описание героев произведения М. Пришвина « Как поссорились кошка с собакой».

кошка

Мишка щенок взрослая Домна Ивановна

маленький своеобразная осторожная

Рис. 7. Модель-описание.

-Почему автор дал имя и отчество кошке?

- Что значит «жить как кошка с собакой»?

2. Модель-рассуждение – можно использовать, если автор не дает описательной характеристики героев, а раскрывает свой замысел через отношения героев к окружающему миру.

- объект отношения (слово или рисунок приготовлены заранее)

- заместитель героя

Например:

1.Модель-рассуждение по рассказу В.Драгунского «Что любит Мишка».

  1. Что любит Дениска?

Все, все… Дениска собака

звезды строганье

слоненка (любимое дело)

Целый мир

Рис. 8. Модель-рассуждение.

  1. Что любит Мишка?

Килька, Мишка булки,

сайра плюшки

колбаса крыжовник, печенка,

морковь пельмени

Целый продуктовый магазин

Рис. 9. Модель-рассуждение.

- Как относится автор к своим героям? Почему вы так думаете?

- А что (кого) любите вы?

- О чем заставил задуматься рассказ?

  1. Модель-сравнение – используется для раскрытия авторского замысла через анализ героев, их поведения, поступков, взаимоотношений для того, чтобы проследить, как от начала до конца произведения изменяются герои, их внутренние качества.

Например:

1.Модель-сравнение по рассказу В. Чаплиной «Мушка».

Забота, дружба, любовь

Какой была? Какой стала?

хромая перестала хромать

грязная блестящая, пушистая

худая поправилась

пугливая Мушка бросилась

маленькая

черная выскочила

слабая

залаяла

кинулась

не отступала

старалась загородить собой

защищала

преданность, благодарность, храбрость

страшная кинулась

огромная опасная собака бросилась

большая выскочила

сильная залаяла

растерялась

удивилась

не тронула

Рис. 10. Модель-сравнение.

  1. Блок-схема – позволяет наглядно произвести композиционный анализ произведения. Блок-схема позволяет зрительно представить себе композицию произведения.

Например:

1.Блок-схема к рассказу Е. Пермяка «Пичугин мост»:

Сема Речка Мосток Мечты Мостишко Мост

Пичугин Быстрая

Рис. 11. Блок-схема.

-Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению рассказа? Имеются ли лишние элементы? (последовательность частей рассказа нарушена)

Создание новой блок-схемы в ходе анализа ключевых слов:

Мостишко Мосток Мост

Рис. 12. Блок-схема.

2.Блок-схема к произведению М.Пришвина «Как поссорились кошка с собакой»:

Знакомство Домна Мишка Право на Ссора Дружба

Ивановна собственность

Рис. 13. Блок-схема.

Составление модели учит глубоко работать с текстом, выстраивать доказательные ответы.

Уроки литературного чтения с использованием технологии моделирования позволяют активно формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. А также моделирование позволяет:

  1. включить каждого ребенка в процесс познания;

  2. дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

  3. создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

Составленная модель является опорой, которая помогает ученику понять идейно-художественный смысл произведения, пересказать его(подробно, кратко, выборочно), выполнить словесное рисование, сделать обобщение, высказать свое мнение, то есть развивает речь учащегося.

Вывод: Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь. Такая работа с текстом развивает творческие способности ребенка, которые проявляются особенно при написании сочинений.

Вывод по главе I: В данной главе мы изучили специальную психолого-педагогическую литературу по данной теме, рассмотрели литературное развитие младших школьников с точки зрения психологии и педагогики и приемы моделирования, используемые на уроках литературного чтения.

Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед работниками общеобразовательных учреждений стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса – как в социуме школы, так и вне ее.

Психологические и возрастные особенности младших школьников определяют их художественное восприятие: с одной стороны, оно неполное, воспринимаются отдельные эпизоды, а не произведение в целом, с другой стороны – эмоциональное, младшие школьники воспринимают произведение «чувствами», проявляя яркую реакцию на события и поступки героев.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) предлагается метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений), жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки.

Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности.


Источник: http://works.doklad.ru/view/JMPJHgXMSbY/3.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Урок по литературному чтению на тему 'Две пословицы ' (2 класс) - БОТАН - Схема для вышивки бисером машина



Модель обложки к сказке две пословицы Модель обложки к сказке две пословицы Модель обложки к сказке две пословицы Модель обложки к сказке две пословицы Модель обложки к сказке две пословицы Модель обложки к сказке две пословицы

.